Официальный сайт Варнавинского муниципального района
Нижегородской области

Администрация Варнавинского муниципального района: Адрес: 606760 р.п.Варна- вино, пл.Советская, д.1
Тел.: 8 (831-58) 3-55-55
Земское собрание – тел.: 8 (831 58) 3-52-35
Факс: 8 (831-58) 3-53-55
E-mail: official@adm.var.nnov.ru

Варнавинский историко-художественный музей

Директор - Цыганова Галина Николаевна,
конт.телефон 8(831 58)3-60-90

Почтовый адрес: 606760, Нижегородская область,
р.п.Варнавино, ул.Продотрядников, д.9

САЙТ Варнавинского историко-художественного музея

На бывшей улице Костромской уездного города Варнавина (ныне ул.Продотрядников) в 1880-х гг. появился двухэтажный каменный особняк с воротами по бокам и рядом скобяной лавкой. Здание из красного кирпича стало примером для подражания - таких домов варнавинцы раньше не видели. Принадлежало оно купцу Селиванову. Второй этаж селивановского дома был значительно выше первого. Там жили сами хозяева. Первый же занимали два магазина с выходами на улицу.

Потом - то ли дела у семьи пошли плохо, то ли описали недвижимость за долги… Скудность сведений не позволяет нам войти в подробности купеческой судьбы. Известно только, что к началу XX века дом Селиванова отошел в казну. Здесь была устроена почтовая станция. В 1992 году в это здание после долгих скитаний, переселяется Варнавинский музей. Заглянем в его историю.


Принято считать, что музей в Варнавине был создан «…по постановлению Райкома КПСС от 15 сентября 1970 года» (Запись из его паспорта). Но ещё в 1918 году военный священник Константин Аполлинариевич Цыбульский начал собирать иконы и церковную утварь со всего уезда. В ту пору большевики поощряли музеи, видя в них важный фактор борьбы с церковью. Так получилось, что первый музей в городе Варнавине создал бывший священник К.А. Цыбульский. Константин Аполлинариевич умер в 1923 году, а его музей стал легендой.

В 1964-65 годах появился школьный музей, созданный директором Варнавинской средней школы А.И.Березиным. А в 1970-м вышло упомянутое решение бюро райкома КПСС об организации в Варнавине краеведческого музея. Инициативной группе поручили разработать его основные разделы на базе школьных коллекций. Ответственным за эту работу был назначен В.И Рыбкин. 27 ноября 1971 года музей торжественно открыли, а его директором стал И.Е.Челноков. Летом 1974 года ему на смену пришел учитель географии и энтузиаст своего дела Ф.А.Субботин. В конце 70-х его, в свою очередь, сменила историк Г.Н.Шипулина. Говорят, что это было лучшее время для музея. Чего там только не было: серебряные монеты и дуэльные пистолеты, старинные мечи, ордена, иконы и др.

В 1986 году музей остался без хозяина. Дом с мезонином, занимаемый музеем, решено было разобрать, а музейные коллекции перенести в приспособленное помещение на ул. Набережную. Достичь былого блеска не удалось. Последний удар нанесло музею переселение его в здание сберкассы в конце 1990 года. В 1992 году директором музея стал Монахов Д.Г. Администрация выделила музею первый этаж двухэтажного каменного особняка, принадлежащего в конце XIX века купцу Селиванову.

Сменив адрес, музей изменил и свой жанр. Он сбросил идеологические вериги и отказался от раздела природы, которую лучше изучать на натуре. Зато приобрёл художественный раздел и выставочный зал для сменных выставок, что отразилось в его названии. Варнавинский краеведческий после реанимации стал Варнавинским историко-художественным. А 28 марта 1998 года Варнавинскому музею присвоили статус «народный музей». В 2007 году музей пережил реконструкцию. Сохранив основные разделы, экспозиция поменяла свое архитектурно-художественное решение, пополнилась новыми экспонатами.

Открывает экспозицию большого зала музея кабинет М.А. Балдина.

Михаил Алексеевич Балдин родился в д. Загзы Варнавинского района и всю свою жизнь посвятил делу краеведения, собрав уникальный материал по истории Поветлужья. Много работал в архивах г.Горького, г.Москвы, г.Костромы. Архив Балдина стал одним из главных достояний музея, в него вошли рукописи, копии первоисточников, оригиналы исторических документов, воспоминания очевидцев, уникальные фотоматериалы.

Темы исследований М.А.Балдина обширны и разнообразны: «Древний период в Поветлужье», «Заселение Поветлужья», «Движение разинцев в Поветлужье», «Уездный город Варнавин», «Дворянские усадьбы Поветлужья», «Храмы Поветлужья», «Промыслы Поветлужья» «Архитектура живопись, музыка, образование Поветлужья»- и это не полный перечень исследованных тем М.А. Балдин – автор многочисленных статей, книг «Варнавинская старина», «На переломе», «Баковская старина» и др. Остались не изданными подготовленные к печати материалы «История Заволжья», в которую вошли документы генерального межевания, темы «Разинское движение», «Советский период» «Гражданская война». За годы работы учителем истории в школах района им были созданы школьные музеи в с.Горки и д.Звернихи.

Еще одно увлечение М.А.Балдина – живопись. Его картины, представленные в экспозиции, являются иллюстрацией к его историческим очеркам.

Имя Михаила Алексеевича Балдина вошло в историю Поветлужья. Поэтические строки К.Панфиловой, краснобаковской поэтессы, раскрывают цель всей жизни удивительного человека:

«Сам себя посылая в поиск,
он за труд не требовал платы.
Лишь о том одном беспокоясь,
Чтоб находка была богата.

Этот труд не пропал безвестным,
Дни положенные настали,
В областных газетах и местных
Мы статьи его прочитали.
Он в музее почётным членом
По достоинству место занял,
Чтоб открыться всем непременно,
Кто приходит и ищет знаний.


В большом зале музея посетителей встречает большое полотно кисти Н.Ю.Бурдастова «Варнава-строитель».

Русский священник Варнава пришёл на берег р. Ветлуги в 1417 году. Родился и жил он в городе Великий Устюг, но после очередного набега кочевников вынужден был уйти в дикие лесные места. Варнава принял монашеский постриг в одном из древнейших монастырей Великого Устюга – Михайло-Архагельском и Иоанно-Предтечском. При пострижение принял монашеское имя – Варнава, в честь святого апостола Варнавы. Варнава получил благословение священноначалия на апостольский подвиг на Ветлуге. Оставив родной край, отправился в дальний путь по рекам Юг и Вохма, через первобытные леса, где пешком, где на лодке, он добрался до Ветлуги. Поселился он на высоком берегу реки Ветлуги – на Красной горе (красивой горе, как назвал он позже это место.) Подвижник прожил здесь 28 лет в постах и молитвах. После его смерти его ученики заложат здесь Троицко-Варнавинский монастырь. Над могилой первожителя построили маленькую церковь, где совершались чудеса исцеления больных. Эти случаи были описаны в монастырской летописи, так называемой «Ветхой книге» В 1639 году Варнава Ветлужский был причислен к лику святых Русской православной церкви за исцеление больных, как во время жизни, так и после смерти. В том же году было написано его житие. В ней мы встречаем описание облика святого: «Возрастом высок, сединами благолепен, и бородою изрядно умеренною продолговатою украшен, саном ирей, нравом зело благопотребен, в словесах сладкоглаголив и всякими добротами духовными украшен». Мощи святого хранились в Троицкой церкви Троицко-Варнавинского монастыря. К мощам святого приходили паломники со всей России. В 30-гг XX века мощи Преподобного Варнавы Ветлужского были утеряны. По последней версии, основанной на рассказе варнавинских старожилов, мощи святого были захоронены последним священником Варнавинской кладбищенской церкви Михаила Архангела, Павлом Петровичем Мегалинским, рядом с ее фундаментом. Варнавинский историко-художественный музей уже более 10 лет ведет исследовательскую работу по поиску мощей Варнавы Ветлужского. Увы, раскопки 1993 года пока не подтвердили эту версию.

В настоящее время вышли в свет несколько изданий, посвященных святому земли Варнавинской. Среди них «Тайны Варнавы Ветлужского» Д.Монахова, «Житие Варнавы Ветлужского» Д.Монахова, «Преподобный Варнава Ветлужский» Н.А.Рябова, материалы о Варнаве Ветлужском вошли в двухтомный электронный сборник «Уездный город Варнавин», а также в многочисленные публикации в газетах и журналах района и области.

О жизни священника вам расскажут несколько списков Жития Варнавы Ветлужского, коллекция икон Варнавы Ветлужского XVIII –XIX вв., уникальные фотоматериалы.

Уникальным открытием для почитателей Варнавы стал найденный в 2002 году список «Жития Варнавы Ветлужского» 1783 года – памятник духовной литературы и важный исторический документ. В настоящее время рукопись переведена со старославянского на современный русский язык и издана. Муляж книги представлен в экспозиции.

И пусть мощи Варнавы Ветлужского до сих пор не открыты - земля варнавинская священна тем, что она хранит их.

Центральное место в музее занимает макет бывшего монастыря, давшего некогда начало городу Варнавину.

Чертежи варнавинских церквей не сохранились – исходными данными стали пожелтевшие фотографии, генплан и чудом уцелевшие описание одной из церквей с размерами в саженях. Сейчас макет является не только прекрасным украшение музея, но и уникальной объемно – пространственной композицией архитектурного ансамбля. Троицко- Варнавинский монастырь дал начало будущему городу Варнавину. К сожалению, он не сохранился до наших дней. Его церкви были разрушены большевиками в 1930-1933 гг.

В комплекс монастыря входили три церкви: Церковь Святого Николая Чудотворца; Церковь Святой Живоначальной Троицы; Церковь Успения Божьей Матери.

Самой старой в монастыре была деревянная шатровая церковь Святого Николая Мирликийского Чудотворца. Ее построил поп Гурий в 1666 году, на месте старого храма того же имени (в то время, если церковь ветшала или горела на ее месте рубили «такову же, какова была»). Одноглавые шатровые храмы появились еще в 12 веке. Церкви такого типа строились вплоть до конца 18 века, несмотря на запрет патриарха Никона в 17 веке.

(согласно ее реформе единственно верным считалось пятиглавие). Никольская церковь была построена над могилой Варнавы Ветлужского. Церковь стояла на крутом берегу Ветлуги. Своенравная река подмывала Красную Гору все ближе подбираясь к храму - берег стал обваливаться. И в 1910 году гору укрепили «свальными скрепами в три ряда». Но через два года эти конструкции рухнули. Теперь заволновались духовные власти. В Варнавин прибыл епископ Костромской и Галичский Тихон. Было решено перенести мощи Варнавы в Троицкий собор. Никольская церковь простояла еще 20 лет и в 1932 году была уничтожена большевиками.

Церковь Святой Живоначальной Троицы с колокольней была построена 1935 году. Каменный храм в стиле высокого классицизма возвели на месте старой Клетской церкви, давшей некогда название монастырю. Троицкая церковь строилась как Соборная, главная в приходе. Это был единственный зимний храм с печным отоплением. Главным он был и в градостроительном отношении. В 1912 году в храм перенесли мощи Варнавы Ветлужского. В 1922 году церковь была осквернена, ценная утварь и мощи изъяты. С 1930 года она функционировала как клуб, а в 1933 году была совсем уничтожена. Есть предположение, что из этого самого кирпича было построено здание Варнавинской начальной школы.

Церковь Успения Божьей Матери строилась в одно и тоже время, что и Троицкая и была возведена в 1836 году. Она стояла на месте старой одноименной церкви. Это был деревянный храм в формах каменного - это редкий пример «деревянного ампира. В 1930 году эта церковь была первой сломана на дрова.

Мощи Варнавы Ветлужского были перенесены в Троицкую церковь, где и хранились до 30-х гг. XX века. Тогда мощи были утрачены, а храмы Варнавина - разрушены.

В историческую экспозицию музея входит выставка «Разинцы на Ветлуге», в которой представлена коллекция оружия XVII-XVIII вв., книга Н.Рубцова с лесной сказкой «Разбойник Ляля». Всем известны ее строки:

«… По лесам в окрестностях Ветлуги,
Где гулял когда – то Ляля грозный,
Сея страх по всей лесной округе.
* * *
Первым другом был ему Бархотка,
В смутной жизни ценная находка…
* * *
По ночам разбойница Шалуха
Атамана хмурого ласкала…»

Ляля, Бархотка, Шалуха… Эти персонажи поэмы имеют исторических прототипов.

Вторая половина XXII века была отмечена бунтом казака Стеньки Разина. Он набрал на Дону из «гулутвенных» казаков, с которой ходил на «лихие дела». В низовьях Волги к пристало много крестьян и посадских людей, недовольных появлением крепостного права, а также староверы, наполнившие заволжские леса. В 1670 году на Ветлугу пришел большой отряд разинцев под предводительством Ильи Пономарёва-Долгополова. К ним перебегали помещичьи крестьяне из Ветлужской, Воскресенской и Дмитриевской вотчин. Всего 660 мужиков променяли тогда соху на кистень. Новоиспеченные казаки занялись разбоем. Грабили купцов и бояр, громили помещичьи усадьбы. «В Ветлужских лесах гулял со своей шайкой разбойник Ляля … это один из атаманов Степана Разина,… который жил в горах у самой реки Ветлуги недалеко от Варнавина (теперь Лялины горы)», - писал краевед А.А. Сысоев. Один из притоков Ветлуги в тех местах называется Лялиной. Её пересекает большак, идущий от деревни Бархатихи. Говорят, там живал разбойник бархотка со своей Шалухой. «Много детей у них было. От Шалухи пошел большой род Шалухиных», - писал другой краевед И.С. Воронов. По преданию, Ляля ограбил и сжег Нововоздвиженский монастырь на реке большой Какше близ деревни Ченебечихи. На излете 1670 года там действительно побывал отряд разинцев. 1 октября они начали свое продвижение из Козъмодемьянска вверх по Ветлуге. Заняли село Успенское в землях князя Собакина. Затем ограбили Троицко - Борисоглебский монастырь вместе слияния Ветлуги и Усты. Оттуда они двинулись на Баки в Лапшангском стане, вскоре заняли и саму Лапшангу. 29 октября банда Ильи Долгополого ограбила и сожгла Троицко-Варнавинский монастырь. Монахи успели донести воеводам окрестных городов о безобразиях на Ветлуге. В ноябре 1670 года царь Алексей Михайлович направил войско под командованием Данилы Барятинского в Козьмодемьянск. Банда разбилась на две группы они разошлись в разные стороны. Илья Долгополов отправился с награбленным на Унжу. Остальные во главе с Мироном Мумариным пошли на север, разграбив по дороге Нововоздвиженский монастырь на Большой Какше. Их войско сильно поредело. Мужики, почуяв недоброе, вернулись к своим избам. Сам Илья Долгополов вскоре был повешен в Тотемском уезде, а его труп выставлен на показ в Варнавинском монастыре и Лапшанге. О тех смутных временах теперь напоминает только ржавые пушечные ядра, тесак и кистень из Варнавинского музея, да поэма Николая Рубцова «Разбойник Ляля». Не этим ли тесаком рубил Бархотка бояр «До седла, до просаку»? Не с этим ли кистенем выходил Ляля на большую дорогу.

В экспозиции музея отражен и Древний период истории о нашем крае.

Территория Ветлужского края в далеком прошлом подвергалась длительному оледенению. Толщина ледника над поверхностью доходила до несколько сотен метров. Ледник с собой принес из Скандинавии огромное количество валунов. На Ветлужско - Унженском водоразделе, например, встречаются предметы весом более 10 тонн. Рядом с.д. Хмелевая Варнавинского района находится камень размером 3*5 м., который в настоящее время как памятник природы и истории. Этот валун ледникового происхождения, возможно, некогда культовым камнем. В последние десятилетия он был центром вечерних прогулок местной молодежи, превратившись в основную местную достопримечательность. Камень представляет собой окатанную глыбу песчаника кварцетовидного цвета мелко зернистой структуры с едва заметной горизонтальной слоистостью. Об этом камне местные жители рассказывают много легенд. Первая гласит, что скапливающаяся вода во впадине камня является целебной. Вторая говорит, что под ним хранятся сокровища, зарытые разбойниками. А еще существует придание, что после дождя камень светится всеми цветами радуги, от этого его называют лунным.

В экспозиции представлены фатьяновские топоры II тысячелетия до н.э., керамика VII-V вв., найденные на Богородском городище – памятнике археологии Варнавинского района, а также бивни и кости мамонта 20-25 тыс. до н.э.

В настоящее время ведутся разведочные работы по выявлению памятников археологии под эгидой археологического отдела музея ННГУ имени Лобачевского Н.И.

Музей дает возможность познакомиться с этнографией Варнавинского района. Здесь представлен традиционный русский народный костюм: женский домотканый сарафан (косоклинный и прямой), рубахи женские и мужские, Особое внимание уделено головным уборам русских женщин. Здесь представлены девичий головной убор – кокошник с серебряным шитьем, а также городецкие платки-троечки с элементами золотого шитья и интерьер крестьянской избы, промыслы XIX - XX вв.

Кроме исторической экспозиции, в музее находится художественный раздел,

в котором представлен один из наиболее ценных и редких в России видов декоративного искусства – косторезного промысла. Представленная здесь продукция ООО «Варко»: великолепные резные шкатулки, письменные приборы и другие сувениры – пользуются громадной популярностью не только у нас в стране, но и за рубежом.

Музей демонстрирует выставки художников, мастеров народно-прикладного творчества, фотовыставки.



Варнавинский историко-художественный музей радушно принимает детей и взрослых, россиян и иностранных гостей, интересен для широкой публики, туристов, учащихся, и семейных посещений.

Сотрудники музея проводят различные экскурсии: обзорные по музею, по городу для детей и взрослых, учебные для школьников и студентов, игровые занятия для дошкольников.

Музей тесно сотрудничает с отделами этнографии и археологии ННГУ им. Н.И.Лобачевского

Г.Цыганова.
директор МУ культуры «ВИХМ»

Свадьба в музее

Сегодняшние молодожены отличаются крайней оригинальностью в выборе мест празднования свадьбы. Они предпочитают самые экзотические места мира для проведения свадебной церемонии, чтобы получить максимум приятных впечатлений и ярких воспоминаний.

Евгений и Оксана Виноградовы осуществили свою мечту так: в день свадьбы они посетили Варнавинский историко-художественный музей, где провели частичку незабываемого дня среди красоты и гармонии. Именно для них была разработана специальная праздничная программа "В день свадьбы - в музей!".


Торжественная программа «В день свадьбы - в музей!» проходит в виде костюмированного представления в здании музея. Молодоженов у входа в музей, по национальным традициям, встречают девушки с хлебом-солью, народными припевками, желая любви и счастья.

Во время церемоний гости смогут познакомиться с историй свадебного гулянья на Руси, узнать о свадебных традициях и обрядах, получить подарки, которые будут напоминать о дне свадьбы. Здесь Вам интересно и познавательно поведают о том, что символизировали обряды «невестина баня», девичник, «снятие фаты», какой смысл несли такие атрибуты свадьбы, как рушник, свадебный венок и т.д. В разделе экспозиций «Крестьянский быт» - в красном углу деревенской избы – новобрачные закрепят свои узы «союзным» рушником. Историческое свадебное путешествие, по желанию молодых, продолжится свадебным пиром с угощением под самовар. И здесь молодую семью будет ждать сюрприз.

Мы приглашаем Всех будущих молодоженов посетить храм искусств в день их свадьбы. Незабываемые впечатления останутся в Вашей памяти и фотографиях на всю жизнь. Уникальные интерьеры, особая атмосфера создадут здесь идеальные условия для романтического торжества.

До встречи в Варнавинском историко-художественном музее!



О чём рассказывают камни...

26 декабря 2012 года в Варнавинском историко-художественном музее открылась выставка «О чем рассказывают камни», организаторами которой совместно с сотрудниками музея стали участники Ветлужской археологической экспедиции (ВАЭ).


ВАЭ является инициативным волонтерским проектом, который развивается с 2006г. на базе археологического и этнографического отделов музея ННГУ им Н.И. Лобачевского. Более 6 лет на территории Варнавинского района участниками ВАЭ проводятся археологические разведки и этнографические сборы. Выставка «О чем рассказывают камни» является своеобразным отчетом экспедиции о проделанной работе за последние 2 года.

Сквозной темой выставки являются камни – окаменелости, орудия труда, метеориты, предметы поклонения, а также памятники, сложенные из них. Посетитель познакомится с уникальным миром древних культур, сакральных комплексов и священных мест. Здесь представлены как знакомые варнавинцам факты и объекты, так и совершенно неизвестные до последнего времени, например, сакральный комплекс «Хмелевая роща», обнаруженный лишь в 2012 году.

Материалы, собранные на выставке, представлены фотографиями и предметами из частных коллекций, фондов музея ННГУ им.Н.И.Лобачевского и областного Центра развития творчества детей и юношества.



О чём рассказывают камни...

26 декабря 2012г. в р.п.Варнавино состоялись III Варнавинские краеведческие чтения "Древности Варнавинского угорья".

В программе чтений - открытие выставки в музее, просмотр научно-популярного видеофильма "Книга лесных камней", выступления учёных, краеведов, педагогов, музейных работников из респ.Марий Эл, Н.Новгорода, Варнавинского, Воскресенского, Краснобаковского районов Нижегородской области.

  • Программа III Варнавинских краеведческих чтений "Древности Варнавинского угорья".

  • В преддверии Международного женского дня в Варнавинском историко-художественном музее открылась новая выставка под интригующим названием - «Дамское счастье».

    Её экспонатами стали наряды «на выход», обувь и различные женские аксессуары – сумочки, зонты, воротнички, украшения и другие предметы второй половины XIX – середины XX вв.


    Первая часть выставки представлена в интерьере гостиной помещичьей усадьбы конца XIX – начала XX вв. Внимательный посетитель непременно обратит внимание на подвенечное платье 1905 г, веер начала XX в., плетеную женскую сумочку-кисет XIX в., женские ботиночки конца XIX –начала XX вв., бусы конца XIXв., янтарную брошь начала XX в., зонт солнцезащитный XIX в. и т.д. Все эти вещицы когда-то пользовались большой популярностью у модниц уездного города Варнавина. На фотографиях варнавинских дворянок и представительниц местной интеллигенции (как правило, это учительницы) можно видеть особую культуру одежды.

    Вторая часть выставки – женские аксессуары XX века: горжетка 30-40 гг., женские часы фирмы «LIGA» 1940-х гг., зеркальные очки 1960-х гг., коллекция сумочек 30 - 60 гг., бусы, броши и другие предметы. Некоторые утверждают, что в Советском Союзе моды не существовало. Это мнение ошибочно, так как женщина всегда, во все времена оставалась женщиной. А кто же, как не женщина является законодательницей моды! Поэтому можно смело утверждать, что в СССР мода была, причем для каждого десятилетия существовали свои модные тенденции.

    Все представленные на выставке милые дамскому сердцу предметы раскрывают многогранный, неповторимый образ женщины не только матери, хозяйки, рукодельницы, но ещё и светской модницы.

    Мода меняется, а вместе с ней и жизненный уклад. Но женщина всегда остается женщиной — прекрасной и женственной.

    Приглашаем всех посетить выставку "Дамское счастье" в Варнавинском историко-художественном музее!